МОАУ "ООШ № 90"
город Оренбург, село Краснохолм
  • Функциональная грамотность

    Общая информация

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

    1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

    3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    5. Креативное мышление - компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
    - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
    - осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
    - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    Особенности заданий для оценки функциональной грамотности

    • Задачи, поставленные вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний.
    • В каждом из заданий описывается жизненная ситуация, близкая и понятная учащемуся.
    • Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.
    • Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.
    • Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны.
    • Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области.
    • Используются различные нелинейные тектсы и способы подачи информации: иллюстрации, таблицы, диаграммы, схемы.

    Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности

    • Наличие ситуационной значимости контекста.
    • Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка, на язык предметной области.
    • Новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения.

    Банк заданий по формированию функциональной грамотности

    Документы

    Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

    Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

    Распоряжение Управления образования администрации города Оренбурга от 01.11.2022 года № 791 "Об утверждении плана мероприятий по повышению функциональной грамотности обучающихся"

    Приказ Министерства образования Оренбургской области от 17.09.2021 № 01-21/1502 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

    Региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций

    Муниципальный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций

    План мероприятий образовательной организации по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МОАУ «ООШ №90»

    ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ, по повышению функциональной грамотности обучающихся МОАУ «ООШ № 90»  за 2021-2022 учебный год

    Мероприятия

    Мероприятия 2022-2023 учебного года

    Подготовка к тестированию PIZA обучающихся 8-11 классов

    Сентябрь 2022

    Пробное тестирование по формированию  функциональной грамотности у обучающихся 8-9 классов на платформе РЭШ

    fg.resh.edu.ru/

    Проведение тестирования PIZA

    14. 10.2022

    Проведение тестирования PIZA по формированию читательской, математическая и естественнонаучной грамотности у обучающихся 8-9 классов.

    fg.resh.edu.ru/

    Онлайн-марафон «Марафон функциональной грамотности»

    31.10-2.11.2022

    Организатор ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».  Были представлены: Семинар, методическая мастерская, мастер-класс, лекция, вебинар, опыт регионов по формированию ФГ, дискуссия, круглый стол.

    https://vk.com/video/@minacademy

    Муниципальный семинар-практикум по теме «Функциональная грамотность – как цель и результат современного образования»

    24.11.2022

    Муниципальный семинар-практикум для заместителей руководителей организованный управлением образования администрации города

    http://orenschool.ru/news/funkcionalnaya-gramotnost-kak-cel-i-rezultat-sovremennogo-obrazovaniya

    Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности

    1-18 декабря 2022

    Участие приняли 92 – ученика, 4 педагога

    https://vk.com/orensch79?w=wall-183486684_1391

    Дополнительные материалы

    Методические рекомедации:

    Методические материалы по формированию функциональной грамотности

    •    Перечень методических и дидактических материалов для проведения занятий по развитию ФГ
    •    Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы  (Методическое пособие для педагогов)
    •    Оценка читательской грамотности в исследовании pisa (по материалам Г.А. Цукерман «Оценка читательской грамотности»)
    •    Новые педагогические практики: конструирование и применение ситуационных задач
    •    Методические рекомендации и инструкции по решению заданий международных исследований

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie